Воищева Надежда Михайловна (autumn_spb) wrote in positum_world,
Воищева Надежда Михайловна
autumn_spb
positum_world

Важные вопросы российской психотерапии, часть 3

Originally posted by dr_slabinsky at Важные вопросы российской психотерапии, часть 3
© Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу разработки этических рекомендаций для членов Российской Психотерапевтической Ассоциации, Санкт-Петербург, 2011



Разработка этических рекомендаций, регламентирующих поведение профессионала в сложных ситуациях, является важнейшей задачей любой профессиональной ассоциации. Нам видится, что этические рекомендации – это больше, чем административные и правовые документы; они не являются лишь перечнем правил, которым должны руководствоваться члены профессиональной группы для определения правильного поведения или отклонения от него. Этические рекомендации символизируют принципы, по которым профессиональная группа идентифицирует себя. Этические рекомендации как таковые отражают мировоззрение, моральные ценности и зачастую не имеют точной и законченной формулировки (в связи с невозможностью такой формулировки), что требует от специалиста следованию духу, а не букве этического кодекса.



В настоящее время в мире существует достаточно большое количество самых разнообразных этических кодексов для психотерапевтов, психиатров, наркологов, психологов. Как нами было показано ранее [1], проблема унификации этических рекомендаций во многом связана с одномоментным наличием в современной медицине четырех основных этических моделей: Гиппократа, Парацельса, Бентама, Поттера. Различия данных этических систем являются значимым фактором, провоцирующим формирование синдрома эмоционального выгорания (профессиональной деформации).



Кроме того, необходимо отметить фактор особенностей международного диалога в данный момент. Например, Европейская ассоциация психотерапевтов (European Association for Psychotherapy) настаивает, чтобы этические кодексы национальных ассоциаций не только соответствовали законодательству страны, но и не противоречили базовым положениям этического кодекса самой ЕАР.



Структурно этические рекомендации ЕАР содержат следующие разделы: введение; 1 принцип «Ответственность»; 2 принцип «Компетентность»; 3 принцип «Моральные и юридические стандарты»; 4 принцип «Конфиденциальность»; 5 принцип «Благополучие клиента»; 6 принцип «Профессиональные отношения»; 7 принцип «Публичные выступления»; 8 принцип «Методы оценки»; 9 принцип «Исследования»; заключение.



К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что, несмотря на то, что перевод этических рекомендаций Европейской ассоциации психотерапевтов с подробным комментарием публиковался нами в 2001, 2006, 2008 годах [2], данный базовый документ все еще малоизвестен российским психотерапевтам. Анализ этических рекомендаций ЕАР показал необходимость не просто адаптации данного кодекса к российским реалиям, но и широкого обсуждения ряда содержащихся в нем положений. Данное обсуждение может быть инициировано Российской Психотерапевтической Ассоциацией и должно проходить при непосредственном участии профильной структуры РПА – Этического комитета. Дополнительные возможности в этом процессе дает наш опыт обсуждения этического кодекса ЕАП в составе международной группы в 1996-1999 годах.



Renate Hutterer-Krish [3] (один из авторов этических рекомендаций ЕАР) настаивает, что в основе любого этического кодекса должна находиться ясная недвусмысленная информация о правах не только психотерапевта, но и пациента. Так, обязательно должны быть регламентированы политика отказа от психотерапии и процедура обжалования действий психотерапевта. Нам видится, что в ряде случаев Этический комитет должен работать совместно с Советом супервизоров. Основной целью данного рабочего альянса должно стать разрешение этических конфликтов на стадии досудебного разбирательства. Еще одна важная задача Этического комитета - участие в разработке нормативных документов, регламентирующих работу специалиста.



Несомненно, вопросы профессиональной этики требуют пристального внимания и широкого обсуждения, в связи с чем считаем возможным предложить включить данную проблематику в программу очередного съезда Российской психотерапевтической ассоциации.



Список литературы:

1. Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу роли этических моделей в формировании синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий // «Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)». – Курск-СПб: КГУ-СПб ГМА им.И.И. Мечникова, 2007. C. 136-138

2. Слабинский В.Ю. Основы психотерапии. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 486 с.

3. Hutterer-Krish R. Этическое руководство Европейской Ассоциации Психотерапии // Социальные, правовые, медицинские аспекты психиатрии, наркологии, психотерапии. Материалы Международной научно-практической конференции. - Владивосток-Томск: ТНЦ СО РАМН, 1997. С. 315-318



Об авторах:



Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук; доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; супервизор Российской Психотерапевтической Ассоциации.



Подсадный Сергей Александрович, к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации.



Важные вопросы российской психотерапии, часть 2

http://dr-slabinsky.livejournal.com/75787.html



Важные вопросы российской психотерапии, часть 1

http://dr-slabinsky.livejournal.com/75363.html
Tags: Петербургская школа психотерапии, Подсадный, РПА, Слабинский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments